Социально-психологическое обследование как необходимая составляющая адаптационного этапа реабилитации наркологических больных

Гудель О.И., РайхВ.В.,

ГУЗ «Новокузнецкий наркологический диспансер»

В целях развития стандартизации в здравоохранении и управления качеством медицинской помощи Министерством здравоохранения РФ был издан приказ №500 от 22.10.2003 г., утверждающий протокол ведения больных наркоманией (1), где речь идет об их реабилитации. Этим документом определяется спектр мероприятий, проводимый с больными наркоманией, устанавливаются единые требования к порядку реабилитации и т.д.

По протоколу, лечебно-реабилитационный процесс условно разделен на основные периоды: восстановительный, собственно реабилитационный и профилактический.

Мы остановимся на адаптационном этапе собственно реабилитационного периода, который последовательно переходит в интеграционный и затем в стабилизационный этапы.

Адаптационный этап реабилитации направлен на приспособление больных к условиям содержания и порядку работы реабилитационного отделения. Мероприятия этого этапа имеют преимущественно медико-психологическую направленность, где осуществляется консультирование и обследование больных врачом-наркологом, психологом, социальным работником, проводятся противорецидивные мероприятия, формируется мотивация больного на участие в реабилитационном процессе.

Материалы и методы исследования

Успешность терапии на адаптационном этапе во многом зависит от осознания больным своей болезни и понимания необходимости абсолютного отказа от употребления психоактивных веществ. В связи с этим многие авторы рекомендуют начинать лечение и заканчивать его с определения отношения пациента к болезни, т.к. отношение пациента к болезни, и как следствие, к лечению, может меняться в ходе самой терапии. Также они рекомендуют определять характер трезвеннических установок, аффективных расстройств и определять социальный статус больного.

В целях повышения эффективности лечебного и реабилитационного процесса в отделении медико-психологической реабилитации наркологического диспансера г. Новокузнецка на адаптационном этапе стали проводить социально-психологическое обследование, которое стало необходимой составляющей в реабилитации наркологических больных. Каждое обследование сопровождалось 2-3 посещениями больного, родственниками, которые давали объективную информацию о пациенте.

С каждым годом количество социально-психологических обследований увеличивается: с 406 в 2001 году до 1011 в 2002 году и 1044 в 2003 году.

Объясняется это тем, что результаты обследования стали для врачей инструментом, позволяющим быстро и с достаточной степенью объективности оценивать или подтверждать истинное состояние больного, определять направленность будущей реабилитационной работы с ним.

При социально-психологическом обследовании больные распределялись по цели направления и формировались в следующие группы:

1 группа «Снятие с диспансерного учета»;

2 группа «Постановка на диспансерный учет»;

3 группа «Подготовка к «Химической защите»;

4 группа «Допуск к работе и вождению транспорта»;

5 группа «Качество ремиссии».

Для более аргументированного подхода к терапии наркологических больных и дальнейшего прогноза эффективности лечения ННЦ наркологии МЗ РФ было предложено в 2003 г. выделять в клинической картине заболевания два альтернативных варианта:

1. Социально компенсированный ( с поздним формированием основных симптомов заболевания и замедленным темпом прогредиентности).

2. Социально декомпенсированный ( с выраженной пргредиентностью и тяжестью симптоматики у лиц с эмоциональным хроническим дискомфортом и социально-психологической дезадаптацией).

В отделении медико-психологической реабилитации наркологического диспансера уже с 2001 года при социально-психологическом обследовании определялась степень социальной декомпенсации. Прогноз эффективности лечения по полученным данным мы наблюдали в 2001 и в 2002 годах в группах: "Снятие с диспансерного учета», «Допуск к работе и вождению транспорта», «Качество ремиссии», т.к. в этих группах было выявлено наибольшее количество больных с низким (70%) уровнем социально-трудовой декомпенсации, а высокий уровень - отсутствовал. Это свидетельствовало о достаточной стабильности семейного и социального статуса обследованных больных. Группа же «Постановка на диспансерный учет» выявила противоположные показатели: низкий уровень социально-трудовой декомпенсации отсутствовал, а высокий уровень был у 50% больных. В 2003 г. прогноз эффективности лечения в этих же группах несколько изменился, т.к. в них был выявлен высокий уровень декомпенсации, особенно в группе «Качество ремиссии»- около 40% больных. Выявленный высокий показатель декомпенсации свидетельствовал о наличии проблем в их семьях, в сфере производственно-профессиональных и административно-правовых отношений, о наличии выраженных срывов и рецидивов. Также произошли изменения в группе «Постановка на учет» в 2003 г., но в лучшую сторону: у 40% больных выявлен низкий уровень социальной декомпенсации, чего не отмечалось в 2001-2002 гг. Этот показатель свидетельствует об осознанном подходе этих больных к своему лечению.

Данное сравнение по годам показывает, что в клинической картине заболевания у больных в 2003 г. в большей степени был выявлен высокий декомпенсированный вариант, который свидетельствовал о тяжести симптоматики, о хроническом эмоциональном дискомфорте, о неустойчивости трезвеннических установок.

Результаты медико-психологического обследования это полностью подтвердили:

1. Самооценка эмоционального состояния в группах целевого направления отличается как по выявленным ведущим негативным переживаниям,так и по годам. Более высокие показатели по негативным переживаниям, так и по годам. Более высокие показатели по негативным переживаниям и особенностям эмоционального реагирования были выявлены в 2003 г. и фиксировались как «опустошенность», «зависимость», «чувство вины» во всех целевых группах. Более низкие показатели были в группах в 2002 г.

2. Наличие депрессивного состояния было зафиксировано во всех целевых группах, а в 2001 г. депрессивные проявления были менее выражены, чем в 2002 и 2003 годах. Эти данные, предоставленные врачам –наркологам, способствовали повышению эффективности терапии и являлись мерой профилактики суицидального поведения.

3. Выраженность тревоги как общего компонента аффективных расстройств проявлялась следующим образом. Личностная тревожность выявлена у больных в 2003 г. во всех целевых группах, но более высокий процент больных выявлен в группе «Качество ремиссии» (20,9%) и в группе «Постановка на учет» (20,2%). По этим показателям, 2002 год мало отличался от 2003 года, а в 2001 году были самые низкие проценты тревожности.

4. При определении отношения к заболеванию практически во всех целевых группах были выявлены типы отношения к заболеванию, которые характеризовались личностной дезадаптацией и вели к нарушению социального функционирования: эйфорический, анозогнозический, паранойяльный. сенситивный.

5. При исследовании трезвеннических установок, идентификации болезни, качества мотивационной стратегии в вопросах потребления алкоголя и наркотиков получены следующие данные.

Таблица 1 – Средние показатели трезвеннических установок в целевых группах

Целевые группы

2001

2002

2003

Итого

«Снятие с диспансерного учета»

55,3 %

60,5 %

67,3 %

«Постановка на диспансерный учет»

13,3 %

74,6 %

33,2 %

40,3 %

«Допуск к работе и вождению транспортом»

97,4 %

59,8 %

63,3 %

73,5 %

«Качество ремиссии»

54,5 %

48,6 %

51,9 %

51,6 %

Итого:

55,1%

60,8 %

53,9 %

Эти данные показывают, что самые низкие трезвеннические установки выявлены у наркологических больных, прошедших социально-психологическое обследование в 2003 г. Данные свидетельствуют и о том, что выявленные положительные трезвеннические установки сохраняются у больных в пределах от 54% до 61% на протяжении этого времени.

Заключение

Таким образом, социально-психологическое обследование, проведенное апробируемым набором методик, позволило подтвердить, что в клинической картине заболевания у больных, особенно в 2003 г., в большей степени выявлен высокий декомпенсированный вариант, что позволило расширить клинические представления и показать аффективные нарушения, изменения мотивационно-потребностной сферы и системы отношений.

Полученные неудовлетворительные результаты социально-психологического обследования требовали вхождения больных во второй этап реабилитации- интеграционный, который включал в себя медицинский, психологический, психотерапевтический и социальный аспекты.

В связи с этим большая часть больных, прошедшая социально-психологическое обследование, была направлена врачами-наркологами в отделение медико-психологической реабилитации, где специалистами отделения им оказывалась помощь в купировании аффективных расстройств, формировались трезвеннические установки, мотивация на лечение, формировались жизненные цели и т.д.

Опыт работы отделения медико-психологической реабилитации позволяет сделать выводы о важности и результативности социально-психологического обследования как необходимой составляющей адаптационного этапа реабилитации наркологических больных.

Спасибо за внимательность!
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.