Методология организации социально-психологической реабилитации наркологических больных в амбулаторных условиях

Гудель О.И

ГУЗ «Новокузнецкий наркологический диспансер»

Долгое время в наркологии оставалась нереализованной важнейшая и обязательная составная часть при работе с наркологическими больными – их личностная и социальная реабилитация, призванная обеспечить их постоянное функционирование в обществе. Согласно приказу МЗ РФ №76 «О наркологических реабилитационных центрах» в г. Новокузнецке в 1999г. при наркологическом диспансере было создано амбулаторное отделение медико-психологической реабилитации (ОМПР).

Основными направлениями деятельности отделения являются: психологическое и социальное.

Неразрешенные социально-психологические проблемы наркологических больных сводят к нулю результаты лечения и являются постоянным источником срывов. Поэтому, основной целью отделения медико-психологической реабилитации является восстановление нормативного личностного статуса больных, формирование у них осознанной и стабильной мотивации на отказ от употребления алкоголя, наркотических средств и возвращение их в общество.

Для достижения этой цели отделением медико-психологической реабилитации разработана программа медико-психологической реабилитации наркологических больных в амбулаторных условиях, которая состоит из 3-х разделов:

I. Социально-психологическое обследование. (предполагает от 3 до 5 посещений).

Целевые группы:

1. «Снятие с диспансерного учета».

2. «Постановка на диспансерный учет».

3. «Подготовка к «Химической защите».

4. «Допуск к работе».

5. «Качество ремиссии».

II.Социально- психологическая реабилитация. (предполагает от 8 до 20 посещений).

Темы программ:

1. «Коррекция личностных особенностей больного, представлений о трезвости и поведенческих стереотипов».
    1. «Формирование позитивного отношения к своей жизни, к своей семье, к окружающим».
    2. Групповая психотерапия для больных алкоголизмом и наркоманией.
    3. Групповая психотерапия с родственниками больных алкоголизмом и наркоманией.
  2. «Формирование мотивации на лечение в амбулаторных условиях».
  3. «Формирование мотивации на лечение и дальнейшую реабилитацию в условиях стационара».
  4. «Формирование мотивации здорового образа жизни и отказа от наркотиков».
  5. «Формирование самооценки, коммуникативных способностей».
  6. «Преодоление анозогнозии».
  7. «Психокоррекция табакокурения».
  8. «Выздоровление от созависимости».
  9. «Психогенетическая коррекция по методу доктора Ч.Тойча».
  10. «Содействие в оформлении документов, прописке и правовой помощи наркологическим больным».
  11. «Содействие в организации досуга подростков, употребляющих ПАВ».
  12. «Содействие в трудоустройстве наркологических больных».
  13. «Содействие в профессиональном обучении, повышении квалификации и переподготовке наркологических больных».
  14. «Социально-профессиональная реадаптация наркологических больных».
  15. Программа «12 шагов», «АЛ-АНОН».

III. Профилактическая работа с населением.

Темы программ:

1. «Подготовка специалистов, организующих и проводящих работу по профилактике наркомании и алкоголизма».
  2. «Психотренинг по профилактике алкоголизма и наркомании для учителей».
  3. «Психотренинг по профилактике алкоголизма и наркомании для учащихся школ»
  4. «Социологическое обследование населения города по вопросам наркомании и алкоголизма».
  5. «Профилактика наркозависимости и формирование здорового образа жизни у школьников».
  6. Тренинги здорового образа жизни по программе «психокоррекция табакокурения».
  7. Программа подготовки ведущих групп (волонтеров) по проблеме профилактики ВИЧ-инфекции.
  8. «Обучение здоровому жизненному стилю. Профилактика ВИЧ/СПИДа и злоупотребления психоактивными веществами».

В целях повышения эффективности лечебного и реабилитационного процесса проводится социально-психологическое обследование, которое стало необходимой составляющей в реабилитации наркологических больных. С каждым годом кол-во больных, прошедших социально-психологическое обследование, увеличивается:

Всего

1999г.

2000г.

2001г.

2002г.

2003г.

2004г.

4168 чел.

1224 чел.

Результаты обследования позволяют расширять клинические представления и показывать аффективные нарушения, изменения мотивационно-потребностной сферы и системы отношений. Большая часть больных после социально-психологического обследования направляются на реабилитацию, где специалистами отделения (медицинский психолог, специалист по социальной работе, социальный работник) оказывается помощь в купировании аффективных расстройств, в формировании трезвеннических установок, в мотивации на лечение, формируются жизненные цели. Постоянное функционирование такой наркологической бригады обеспечивает поэтапную реализацию реабилитационных программ. Социально-психологическую реабилитацию прошли 867 человек (из них подростков – 255).

Эффективность реабилитации выразилась следующим образом:

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

- малоэффективная

31,5 %

30,1 %

29,4 %

20,4 %

- удовлетворительная

56,8 %

66,2 %

65,6 %

73,3 %

- эффективная

11,7 %

3,7 %

6,3 %

По данным этого анализа видно, что с каждым годом эффективность реабилитации увеличивается.

Таким образом, мы считаем, что представленная модель реабилитации наркологических больных – достаточно эффективная, показывает определенную практическую значимость в организации социально-психологической помощи и возможности внедрения ее в систему наркологической службы с целью амбулаторной реабилитации больных алкоголизмом и наркоманией:

• содержание программы соответствует приказу МЗ РФ №500 от 2003г., утверждающему Протокол ведения наркологических больных;
  • отделение относится к основному типу реабилитационных структур - высокоструктурированному и является учреждением для профессиональной реабилитации, где профессиональная деятельность осуществляется бригадой специалистов;
  • оценка эффективности реабилитационного воздействия проводится по единым и четким критериям и имеет системный характер, оценивается в этапной динамике;
  • осуществление реабилитации в амбулаторных условиях позволяет больным продолжить работу или учебу, жить дома под присмотром семьи;
  • фактически больной привлекается к сотрудничеству и в максимально короткие сроки становится котерапевтом в достижении целей реабилитации и поэтапном решении ее задач;
  • амбулаторная реабилитация предусматривает работу как с самим больным, так и с его окружением.

Предложенная программа поможет:

• сформировать у больных мотивацию на участие в реабилитационном процессе и на отказ от психоактивных веществ;
  • устранить (компенсировать) медицинские последствия приема ПАВ;
  • устранить личностные нарушения, простимулировать личностный рост;
  • сформировать (восстановить) взаимодействия с ближайшим социальным окружением;
  • восстановить социальное функционирование на основе получения необходимого образования (квалификации) и трудовой занятости.
Спасибо за внимательность!
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.