Записаться на приём


Оценка возможности различных структур общества в решении проблемы подростковой наркомании

Профилактика наркомании и токсикомании в образовательных учреждениях. Сборник материалов региональной научно-практической конференции Новокузнецк, 2003 ББК-74.58+200.55, П-84, isbn 5-85117-096-4

Гудель О.И. Райх В.В.

ГУЗ «Новокузнецкий наркологический диспансер»

 

Вопрос в том, какое место в ряду социальных проблем нашего города занимает наркомания и как серьезно она затрагивает семьи новокузнецких школьников, является одним из ключевых в исследовании, проведенным отделением медико-психологической реабилитации наркологического диспансера.

В качестве респондентов выступали родители учащихся школ г.Новокузнецка, ученики старших классов и наркозависимые, состоящие на учете в наркологическом диспансере (объем выборки – 499 респондентов, из них – 266 учащихся, 133 - родители, 100 – наркозависимые)

Оценка возможностей и влиятельности различных социальных сил и институтов в решении проблемы наркомании выражены в рейтинговом списке.

Таблица № 1.

Рейтинговая оценка места разных структур общества в борьбе с наркоманией по данным опроса разных контингентов

п/п

Варианты ответа

Родители

%

Подростки

%

Наркозав.

%

1

Семья

80,7

71,7

64,7

2

Сама молодежь

65,1

65,4

18,2

3

Медицинские учреждения

44,5

53,6

54,2

4

Милиция

38,3

29,5

33,3

5

Социальная служба

36,0

27,1

20,6

6

Средства массовой информации

33,9

24,3

12,1

7

Школа

27,9

19,0

12,1

На первом месте по рейтингу стоит семья. Именно семья, семейное окружение способны в решающей степени повлиять на решение проблемы подростковой наркомании считают 80,7% родителей, 71,7% подростков и 64,7% наркозависимых.

Таким образом воспитательная и пропагандистская работа по проблеме профилактики наркомании в существенной мере должна быть сфокусирована на семье.

Многие подростковые антинаркотические программы будут обречены на неудачу, либо на частичный успех, если не будет задействован потенциал семьи.

На второе место в рейтинг-листе социальных сил и институтов, способных внести вклад в решение проблемы наркомании, родители и подростки поставили молодежь (65,1% родителей и 65,4% подростков выбрали эту позицию как очень важную а наркозависимые поставили молодежь на предпоследнее место 18,2%).

Данный результат дает еще один ориентир для организации программ профилактики наркомании. Важно превратить молодых людей из объектов, на которых направлена антинаркотическая пропаганда, в активных субъектов здорового образа жизни, в реальных и самостоятельных участников процесса спасения себя и своих сверстников.

На третьем месте – медицинские учреждения: 53,6% подростков и 44,5% родителей считают их способными повлиять на решение проблемы, а у наркозависимых медицинские учреждения поставлены на второе место (54,5%).

Рейтинг органов милиции на среднем уровне и составляет 38,3%% у родителей и 29,5% у подростков, у наркозависимых степень доверия органам милиции составляет 33,3%.

Невысокий рейтинг получили социальные службы: 36,0% у родителей, у подростков – 27,1%, у наркозависимых -20,6%.

Несмотря на такой мощный канал воздействия, как средства массовой информации, у наших горожан он не является, мощным подспорьем в деле защиты молодежи от наркотиков и оказался поставленным на предпоследнее место шестое место (соответственно: родители – 33,9%, подростка – 24,3%, наркозависимые – 12,1%).

Последнее место у наркозависимых (12,1%) и подростков (19,0%) заняла школа, в которой подростки не видят реальной силы, способной помочь в решении проблемы молодежной наркомании. У родителей школа заняла также седьмое место (27,9%), что тоже говорит о недостаточном доверии к ней. На вопрос «Куда бы они обратились за помощью в первую очередь в случае возникновения проблемы?» самый низкий рейтинг получили педагоги (соответственно: 0,8% - родители, 2,2% - подростки, 0% - наркозависимые).

Да педагоги не всегда обладают достаточными знаниями и навыками, позволяющими оказывать необходимую психологическую и социальную помощь детям и подросткам. И чтобы научиться формировать у подростков способность самостоятельно, эффективно и ответственно строить свою жизнь, чтобы подростки доверяли школе и видели в ней реальную силу, способную помочь в решении проблемы молодежной наркомании, требуется подготовка педагогов, школьных психологов. Для решения этих задач необходимо внедрять в школах программы профилактики нового поколения для учеников и педагогов, которые представляют собой систему обучения здоровому жизненному стилю, направленную на формирование у подростков стремления преодолеть жизненные трудности, справляться со стрессом без злоупотребления алкоголем и наркотиками. Конечно, цель этих программ – формирование стрессоустойчивой и успешной личности.

Таким образом, внедрение в школы нашего города «Программы копинг-профилактики употребления наркотиков и других психоактивных веществ для школьников подросткового возраста» и «Программы психологической подготовки учителей средних школ в области профилактики наркозависимости и формирования здорового образа жизни у школьников» поможет подрастающему поколению научиться противостоять зависимости от психоактивных веществ и других форм психологической дезадаптации. И тогда ученики будут благодарны своей школе, которая дала не только знания, но и научила их в такое сложное время преодолевать стрессы, жить полной жизнью, и получать удовольствие без использования наркотиков и других психоактивных веществ. Доверие к школе возрастет! Школа будет являться реальной силой в решении проблемы молодежной наркомании.

Спасибо за внимательность!
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.