Записаться на приём


Оценка возможности школы в решении проблемы подростковой наркомании

Гудель О.И.

ГУЗ «Новокузнецкий наркологический диспансер»

Во всём мире проводятся научно-теоретические исследования в области профилактики наркоманий. И перед исследователями всегда стоит главный вопрос: «Как бороться с наркоманией?». Однозначного ответа до сих пор не существует. Идёт постоянный поиск новых путей решения этой проблемы.

Известно, что от правильного проведения правильной первичной профилактики зависит здоровье нашей нации, будущее нашей страны, т.к. первичная профилактика прежде всего нацелена на молодёжь. И чтобы успешно проводить первичную профилактику, необходимо изучать свою молодёжь. Полученная информация об их видении причин и степени распространения наркомании в обществе и о возможных путях и средствах решения этой проблемы поможет при выборе профилактических программ, также данные исследований могут быть использованы для построения и разработки эффективных технологий по проблемам наркомании.

В связи с этим в г. Новокузнецке отделением медико-психологической реабилитации наркологического диспансера было проведено исследование о том, какое место в ряду социальных проблем города занимает наркомания и как серьёзно она затрагивает семьи новокузнечан. Опрос проводился в 2000г. и 2005г. по анкете, подготовленной в рамках совместного проекта Центра Профилактики Наркомании г.Санкт-Петербурга и Детского Фонда ООН с внесением некоторых дополнений и изменений. В качестве респондентов выступали школьники старших классов г.Новокузнецка, их родители и наркозависимые, состоящие на учёте в наркологическом диспансере. Объём выборки: в 2000г.– 480 респондентов, в 2005г.- 418.

Более детально рассмотрим несколько направлений.

1. Оценка возможностей и влиятельности различных социальных сил и институтов в решении проблемы наркомании проводилась посредством обработки ответов на вопрос: «В какой мере, с вашей точки зрения, перечисленные ниже силы способны повлиять на решение проблемы наркомании?». Полученная информация представлена в порядке убывания рейтинга влиятельности.

 

Ранг

 

Варианты ответа

Родители

Школьники

Наркозависимые

2000г.

2005г.

2000г.

2005г.

2000г.

2005г.

1.

 

Семья

 

80,7%

78%

71,7%

66,5%

64,7%

68,4%

2.

 

Сама молодёжь

 

65,1%

61%

65,4%

62,9%

18,2%

23,7%

3.

 

Средства массовойинформации

 

44,5%

37,8%

24,3%

28%

12,1%

5,3%

4.

 

Медицинские учреждения

 

38,3%

29,3%

53,6%

53,5%

54,5%

42,1%

5.

 

Милиция

 

36%

34,1%

29,5%

35,3%

33,3%

47,4%

6.

 

Школа

 

33,9%

40,2%

19%

22,9%

12,1%

13,2%

7.

 

Социальная служба

 

27,9%

25,6%

27,1%

28%

20,6%

7,9%

Последнее место у родителей, школьников и наркозависимых заняла школа, в которой они не видят реальной силы, способной помочь в решении проблемы молодёжной наркомании. Но результаты исследования 2005г. показывают, что несмотря на низкий рейтинг школы, количество ответов о способности школы влиять на решение проблемы наркомании – увеличилось: родители – 33,9%/40,2%, школьники – 19%/22,9%, наркозависимые – 12,1%/13,2%.

2. Определение степени доверия к службам помощи наркозависимым и службам профилактики наркомании. Полученная информация представлена в порядке убывания рейтинга специалистов, к которым обратились бы в первую очередь:

 

Ранг

 

Варианты ответа

Родители

Школьники

Наркозависимые

2000г.

2005г.

2000г.

2005г.

2000г.

2005г.

1.

 

врач – нарколог

 

55%

48,8%

58,8%

61,5%

53,3%

60,5%

2.

 

психолог

 

27,9%

22,1%

14,6%

19,6%

26,7%

15,8%

3.

 

«телефон доверия»

 

8,6%

15,1%

9,9%

5,1%

3,3%

2,6%

4.

 

иной вариант

 

4,6%

11,6%

9,5%

12%

3,3%

15,8%

5.

 

педагог

 

0,8%

0

2,2%

0,7%

0

0

6.

 

милиция

 

0

0

0,4%

0

3,3%

0

7.

священник

0

2,3%

0

1,1%

0

2,6%

Самый высокий рейтинг получил врач – нарколог, к услугам психолога прибегнули бы в 2-3-раза меньше опрошенных. Низкий рейтинг получили педагоги, особенно в 2005г.

Такой взгляд родителей, школьников, наркозависимых на возможность получения реальной помощи в случае возникновения критической ситуации, связанной с проникновением в семью наркотиков – объясним:

  • традиционный медико–биологический подход к проблеме предполагает в первую очередь именно обращение к врачу;

  • сравнительно низкая популярность психологической помощи может быть следствием незнания сути, этапов и принципов лечения и реабилитации наркозависимых, а также низкая информированность о существовании конкретных служб города и предоставляемых ими услугах;

  • педагоги же не всегда обладают достаточными знаниями и навыками, позволяющими оказывать необходимую психологическую и социальную помощь подросткам.

Т.о., чтобы научиться формировать у подростков способность самостоятельно, эффективно и ответственно строить свою жизнь, чтобы подростки доверяли школе и видели в ней реальную силу, способную помочь в решении проблемы молодёжной наркомании, требуется подготовка педагогов, школьных психологов. Для решения этих задач необходимо внедрять программы профилактики нового поколения для учеников и педагогов. В связи с этим, предлагаем в школах Кемеровской области внедрить уникальные концептуально-обоснованные программы обучения здоровью, созданные сотрудниками отдела профилактики НИИ наркологии МЗ РФ Н.А.Сирота и В.М. Ялтонским на базе многолетних теоретических и практических разработок:

  1. «Программа копинг-профилактики употребления наркотиков и других психоактивных веществ для школьников подросткового возраста».

  2. «Программа психологической подготовки учителей средних школ в области профилактики наркозависимости и формирования здорового образа жизни у школьников».

Эти программы представляют собой систему обучения здоровому жизненному стилю, формированию у подростков стремления преодолевать жизненные трудности, справляться со стрессом без злоупотребления алкоголем и наркотиками.

Предложенные программы помогут подрастающему поколению научиться противостоять зависимости от психоактивных веществ и других форм психологической дезадаптации. И тогда ученики будут благодарны своим педагогам, своей школе, которая дала не только знания, но и научила их в такое сложное время преодолевать стрессы, жить полной жизнью и получать удовольствие без использования наркотиков, и других психоактивных веществ. Доверие к школе возрастёт и школа будет являться реальной силой в решении проблемы молодёжной наркомании.

Спасибо за внимательность!
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.